Loading...

środa, 7 grudnia 2011

interview - how the British ideas influenced Polish political culture

http://www.polskieradio.pl/zagranica/ru/news/artykul113514.html



http://www.polskieradio.pl/zagranica/ru/news/artykul113514.html

http://www.polskieradio.pl/zagranica/ru/news/artykul113804.html


Почему Станислав Август Понятовский интересовался Англией, а магнаты- нет? 06.08.2009

Слово «либерал» пришло в русский (и английский) языки от латинского «либералис» — что значит свободный, присущий свободному человеку.

Основная идея либерализма, возникшего в 17 и 18 вв. и вступившего в пору расцвета в 19 в., состоит в том, что человек должен располагать свободой для определения своей собственной судьбы. С точки зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы. В сфере политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы. Либералы стремились ограничить права наследственной власти, установить институты парламентского правления, расширить круг лиц, имеющих право голоса, и обеспечить гарантии гражданских свобод. Такого рода меры рассматривались одновременно как реализация политической свободы, и как средство достижения экономических реформ, на которых настаивали либералы. В Польше сегодня в исповедании либеральных ценностей признаются многие политики и мыслители. Но история говорит о том, что поначалу либерализм – главное направление британской политической мысли, можно сказать, ее дитя - воспринимался в Польше очень слабо.
О настоящем влиянии британской политической идеи в Польше можно говорить лишь в 20 веке. И хотя в 16 и 17 веке контакты между Речью Посполитой Обоих Народов и Англией оживились, то польская шляхта предпочитала опираться на мысль Венецианской республики, иногда на голландский строй. Подобным образом ситуация обстояла в период Просвещения. Если взять как пример труды о политике короля Станислава Лещинского, то в его текстах на тему модернизации политической системы Речи Посполитой мы найдем одну незначительную ссылку, относящуюся к примеру британского политического строя.

Для более подробного анализа влияния британской политической мысли на поляков Сандра Ужуле-Фонс пригласила к микрофону историка идеи Петра Напералу из Познаньского Университета им. Адама Мицкевича.


СУ: Скажите пожалуйста, с чем был связан столь малый интерес к Англии со стороны поляков до, практически, 20 века? Понятно, что Англия была далеко, а поляки знали в основном французский и русский языки. К тому же, в те времена в области модели политического строя главенствовала Франция. Действительно ли языковой и географический факторы сыграли в этом значимую роль?

Петр Наперала: И то, и другое. Англичане придавали огромное значение своей Славной революции 1688-1689 гг., в которой говорилось о повиновении праву, чего и придерживались граждане этой страны. В этой конституции не было речи о склочничестве. Станислав Август Понятовский во время своего визита в Лондон в 50-е годы 18 века отметил, что когда там собирается толпа с антиправительственными криками, то при первом появлении стражей порядка - толпа исчезает. Следовательно, там нет никаких примет склочничества, свойственных Речи Посполитой Обеих Народов.

Что касается преобладания французской политической мысли среди поляков, то оно было огромным, так же как и господство французского языка. Французский понимали магнаты, в свою очередь английский присутствовал лишь в окружении короля Станислава Августа Понятовского. В варшавских библиотеках тех времен было множество книг по-французски, согласно исследованиям польского историка Яна Башкевича, почти 30% всех книг. И нет смысла искать там английских книг. Их тщательно собирал Станислав Август Понятовский, не пропуская ни одной возможности. Он очень тепло принимал всех англичан, которые появлялись в Польше. Он сразу же приглашал их к себе, и для него это был своего рода источник знаний об Англии. Кстати, польский король был более искренним в беседах с англичанами, чем с представителями других народов. Возможно это следовало из того, что Англия не имела прямых интересов, связанных с Польшей. К тому же среди гостей короля не было английских политиков. Это были в основном образованные купцы.

СУ: Скажите, чем был вызван интерес Станислава Августа Понятовского к Великобритании?

Петр Наперала
: Это вытекало из личного опыта Станислава Августа Понятовского, который, будучи саксонским послом в Петербурге, прошел настоящую школу политики и дипломатии у Чарлза Хамбери Вильямса - британского опытного дипломата, человека в возрасте. Своими успехами Станислав Август Понятовский обязан именно ему. Будущий польский король интересовался вопросами политического строя, ходил на заседания Палаты Общин, пытался понять, о чем там говорят, хотя поначалу это сложно ему давалось. Кроме всего этого огромное впечатление на него произвела встреча с Вильямом Питом старшим. В то время это был главный министр, который в кулуарах управлял британским правительством.

СУ: Скажите, а переводились ли английские книги на польский язык в то время?

Петр Наперала: Станислав Август Понятовский поддерживал всех, кто переводил с английского на польский. Но по сравнению с преобладанием французской литературы в то время, это было ничто. Присутствие на книжных полках Дидро, Руссо привело к тому, что в Польше появились якобинцы. Любопытен факт, что в своих собраниях у Станислава Августа Понятовского не было Эдмунда Берка - классика английской политической мысли. Берк - это протест против радикальных перемен, т.е. это начало эволюционного консерватизма с нотой либерального мировоззрения. И это не было доступно в Польше. «Размышления о революции во Франции» Эдмунда Берка были переведены на польский лишь после падения коммунизма в 1994 году. Похоже ситуация обстояла с другими английскими авторами. Например, лишь в конце 19 века Джон Стюарт Милл и его либеральная идея кое-как доходила до Польши.

СУ: Интересно, а как Польша запечатлелась в воспоминаниях англичан тех времен?

Петр Наперала: Например, Джеймс Харрис, купец московской кампании, приехал в Польшу из Пруссии после 1767 года. Его воспоминания о Польше, которые могли быть для британского читателя достоверными, имели негативный оттенок - бедность крестьян, верховодство знати. Похожий взгляд был у Джозефа Маршалла. Он был в Польше в 1770 году и описывал в основном Гданьск и Эльблонг. Маршалла больше интересовали торговые вопросы, а не аспекты политического строя.

СУ: Вы сказали, что английских политиков Польша, как страна не интересовала. Известно, что в 19 веке, в период когда Польша, исчезая с политической карты мира на 123 года в результате раздела страны между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией особенно нуждалась в дипломатической поддержке других стран, Альбион не отвечал взаимностью. А как это выглядело ранее, до 19 века, когда Польша была сильным государством?

Петр Наперала: Польско-британские контакты обычно имели место в 18 веке. В эпоху Просвещения они были случайными. В 1714 году произошел неприятный дипломатический конфликт: жители Гданьска задержали британский корабль, принимая его за шведский. Вспыхнул дипломатический скандал. Но большим и худшим скандалом стали события 1724 года в Торуни, когда в этом городе протестанты помешали католической процессии. В результате, городские чиновники-протестанты получили судебный приговор. Это вызвало волну неудовлетворения со стороны европейских протестантов. Подумывалось даже провести военную акцию как в Пруссии, так и в Великобритании. Чуть было не началась британско-саксонско-польская война. Король Август Второй Сильный из Саксонии был тесно связан с Францией, так что тут мы имели дело с французским влиянием, отнюдь не британским.

СУ: Наверняка более интенсивно Англия и ее политическая мысль присутствовала в сознании поляков в 19 веке - веке пробуждения народов, зарождения идеологии. Об этом мы узнаем в нашей следующей передаче, на которую мы вместе с моим интересным собеседником Петром Напералой из Университета им. А. Мицкевича в Познани вас приглашаем через неделю.

Автор: Сандра Ужуле-Фонс

Brak komentarzy: